Глава отборочной комиссии КМФМК-2021: «Все достойное нашло свое место»

Все достойные картины нашли свое место в программе XVII Казанского международного фестиваля мусульманского кино (КМФМК), проходящего в столице Татарстана с 5 по 10 сентября. Об этом заявила сегодня на пресс-конференции в Казани председатель отборочной комиссии КМФМК-2021, киновед и кинокритик Гульнара Абикеева (Казахстан).

Также читайте: Члены отборочной комиссии КМФМК-2021 отметили высокий уровень татарстанского кинематографа

В этом году оргкомитет форума зарегистрировал 584 фильмов из 45 стран. Конкурсная программа традиционно включает четыре основных номинации — полнометражное игровое, полнометражное документальное кино, короткометражное игровое, короткометражное документальное кино, а также номинацию «Национальный конкурс» (фильмы татарстанских режиссеров/фильмы о Татарстане). В каждой представлено по 10 картин – таким образом, в конкурсную программу-2021 вошли 50 фильмов.

Как отметила член отборочной комиссии, историк, культуролог, директор Нового института культурологии, научный сотрудник ВГИКа Нина Кочеляева, в этом году был концептуально изменен подход к формированию всех конкурсных программ. «Мы решили, что в каждом конкурсе должна быть обязательно представлена одна российская и одна татарстанская картина», — пояснила она.

При этом объем заявок, приходящих на Казанский кинофестиваль Нина Кочеляева сравнила буквально с цунами. «Есть заявки, поступающие самоходом — их авторы сами подписывают. Но нередко отборщики выискивают картины, которые соответствуют тематике фестиваля и которые можно перехватить на различных кинорынках. В этом году одной из таких картин стала лента «Отец Омара», — сообщила она.

В номинации полнометражное документальное кино, по словам Нины Кочеляевой, в этом году было решено отказаться от военной тематики. «Когда мы обсуждали документальный конкурс, было много интересных картин на военную тематику, тему Холокоста. Сейчас мир находится под давлением внешних обстоятельств — пандемической ситуации, войны в Сирии, и я предложила не включать в конкурс документального полнометражного кино этого года картины на военную тему. Мы решили сосредоточиться на том, как люди своей деятельностью в мирное время преобразовывают мир. Это очень важный посыл — отстраниться и отойти от военной тематики. Военные темы традиционно будоражат сердца аудитории. Но мы решили сместить фокус зрения и придать более позитивное настроение фестивалю, выйти в мирное преобразующее начало», — рассказала она.

EGRE5784.jpg

Гульнара Абикеева отметила, что впервые работает на Казанском кинофестивале и в принципе впервые посещает Казань. «В этой связи у меня было много вопросов (все же это фестиваль мусульманского кино) – как формируется программа и так далее. К счастью, мне очень помогли коллеги и я достаточно легко влилась в работу», — призналась она.

По словам Гульнары Абикеевой, члены отборочной комиссии работали онлайн, и для нее это было первым подобным опытом. «Из-за того, что это уже 17-й по счету фестиваль, который пользуется авторитетом в мусульманском регионе, мы получили очень много заявок. Я удивилась, когда только полнометражных игровых картин поступило почти 170! Поначалу я даже растерялась, как все это посмотреть. Но в задачу членов отборочной комиссии входить не только отбирать, но и рекомендовать – много картин посоветовали коллеги по комиссии. Окончательное решение принималось коллегиально, после обсуждения в Zoom. Лично я май-июнь не спала, я смотрела кино», — отметила она.

По мнению председателя отборочной комиссии, 50 фильмов в конкурсной программе – хороший лимит. Однако всегда есть фильмы, остающиеся за бортом. «Когда приходится объяснять, почему картина не попала в конкурсную программу, — это всегда непросто. Сказать творцу, что у него плохая картина просто невозможно. Да и вообще я считаю, что нет откровенно плохих картин. Есть просто более или менее профессиональные, более и менее коммерческие. Что мне очень нравится в программе Казанского кинофестиваля – все достойное нашло свое место. А достаточно большой набор внеконкурсных программ позволил оставить много картин в программе фестиваля», — подчеркнула Гульнара Абикеева.

EGRE5808.jpg

В свою очередь член отборочной комиссия, доктор философии и искусствоведения, киновед, автор статей и публикаций о культуре и кино Центральной Азии и Турции, член жюри и отборочных комиссий различных международных кинофестивалей, генеральный директор агентства «Евразия Глобал Коннектинг» (Германия) Светлана Слапке выразила убежденность, что Казанским кинофестивалем можно по праву гордиться. «Когда я говорю об этом кинофоруме с коллегами, то слышу: «Да, это единственный фестиваль, который заинтересован в разнообразном мусульманском кино». Есть дни мусульманского кино, фестивале, которые сосредоточены на идеологических, теологических аспектах. А Казанский кинофестиваль отражает все аспекты мусульманской жизни под гуманистическим призывом. Я вижу развитие и что впереди у фестиваля большой потенциал. Лет через 10 Казанский кинофестиваль, может быть, получит высочайшую квалификацию и международного немусульманского сообщества», — выразила она мнение.

Гульнара Абикеева также призналась, что в этом году ее особо поразили картины из Азербайджана, поступившие на отбор. Она назвала эту тенденцию абсолютным подъемом азербайджанского кино, которое получает международное признание. Главу комиссии порадовала и тенденция, согласно которой на Казанском кинофестивале представлена обширная международная программа, а, с другой стороны – Казань объединяет под свое крыло, патронирует региональное кино России.

Источник: https://kazan-mfmk.com/news/news/glava-otborochnoy-komissii-kmfmk-2021-vse-dostoynoe-nashlo-svoe-mesto/